Дмитрий
11 февраля 2012
Хотел бы поделиться впечатлениями от просмотренного в РАМТе спектакля
“Чисто английское привидение”.
Для меня театр - это пространство, где магическое переплетается с обыденным, где тишина важнее слов, а взгляд или поза - важнее поступка. В театре, как я его понимаю, зритель видит себя - но не так, как привык видеть себя в жизни (гением, героем, романтиком), а так, как будто в спектакле речь не о нем и все происходящее не имеет к нему никакого отношения. Потом - может быть на следующий день, а то и через неделю, через месяц - он вдруг понимает, что главный герой спектакля - он сам, второстепенные персонажи - его близкие или его личностные ипостаси (Я на работе, Я с друзьями, Я дома), сюжетная линия - его жизнь, мотивы и характеры - его скрытые побуждения и склонности. Идеальными в этом смысле можно назвать “Предпоследний концерт Алисы в Стране Чудес” Погребничко и “Гамлет” Тарковского.
Что касается театра для детей, то, как говорил Чехов, он должен быть такой же, как у взрослых, только лучше. Главное в детском театре - не загипнотизировать внешней шумихой: поменьше событий, воплей со сцены, спецэффектов, больше обращения ко внутреннему миру ребенка, больше тишины. В этом смысле могу рекомендовать “Муми-Тролля” в ОКОЛО, “Агата возвращается домой” в Практике, “Как кот гулял где ему вздумается” в том же РАМТе.
“Чисто английское привидение”, на мой взгляд, спектакль - идеальная иллюстрация того, как сделать из невинного, чистого, незамутненного ребенка современного “не очень умного” компьютеризированного подростка, который потом станет “не очень умным” зарабатывающим деньги и самоуважение взрослым, который, может быть, будет даже ходить в театр (“культурно проводить время”), где голые актеры матерятся со сцены, или зачем-то изображают английских лордов, или поют и танцуют, не умея делать ни того, ни другого. “Чисто английское привидение” - спектакль, переполненный всевозможными штампами из современной американизированной поп-культуры: под ужасающую грохочущую музыку актеры вопят, кривляются, ломаются, всячески выкаблучиваются и беснуются. Дети во время спектакля кушают чипсы, разговаривают в полный голос, а взрослые - спят или ковыряются в мобильном телефоне. Спектакль оглушительно успешен: наэлектризованные шумом и грохотом зрители остервенело аплодируют и уходят со спектакля в уверенности, что “вот это круто” (дети) и что они “культурно провели время” (взрослые).
Если у вас сломался телевизор и вы по нему тоскуете - добро пожаловать на спектакль.